Денонсация Европейской конвенции по предупреждению пыток: причины и последствия

17 сентября 2025 года стало известно о принятии Госдумой закона о денонсации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года и протоколов № 1 и № 2 от 4 ноября 1993 года к ней. Соответствующий проект был внесен Президентом РФ, а с момента регистрации законопроекта до принятия его в третьем чтении прошло всего 9 дней.

Что значит денонсация Конвенции?

Денонсация (от франц. «dénoncer) – это официальный отказ государства от взятых на себя обязательств по международному договору. Основным международным документом, регулирующим вопросы денонсации, является Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. В России процедурные особенности прекращения и приостановления действия международных договоров регулируются ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», а конкретно ст. 37 указанного Закона. Кроме того, нюансы денонсации могут содержаться в международном договоре.

Европейская конвенция против пыток, а именно ст. 22, допускает денонсацию. Для этого стране-участнику необходимо направить соответствующее письменное уведомление Генсекретарю ООН. Денонсация вступает в силу в первый день месяца, следующего после истечения 12 месяцев с даты получения Генеральным Секретарем ООН соответствующего уведомления.

Примечательно, что это далеко не первая денонсированная Россией Конвенция. Так, в 2023 году РФ отказалась от взятых на себя обязательств по Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, подписанную в Страсбурге 27 января 1999 года. Порядок денонсации согласно положениям Конвенции такой же – направление страной-участником уведомления Генеральному секретарю ООН.

Зачем Россия денонсировала Конвенцию против пыток?

Причины отказа от Европейской конвенции против пыток раскрыты в пояснительной записке к законопроекту о денонсации. Связано это с тем, что с декабря 2023 года наша страна не представлена в Европейском комитете по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и не имеет возможности участвовать в его работе. Произошло это из-за блокировки Советом Европы процесса избрания нового члена от России.

При этом обращения РФ по вопросам обеспечения представительства в Комитете игнорировались, несмотря на предусмотренный Европейской конвенцией принцип сотрудничества. Указанные обстоятельства нарушают представительные права России и подрывают механизм взаимного мониторинга в части соблюдения международных обязательств против пыток.

Стоит также отметить: в 2024 году Комитет Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания разместил публичное заявление, в котором указал на отсутствие сотрудничества со стороны России. В частности, по словам ЕКПП, российские власти не предоставляли ответы на запросы о некоторых конкретных событиях.

МИД РФ же назвал публичное заявление Комитета «передергиванием фактов», отметив, что он выбрал для возобновления сотрудничества неоднозначные и политизированные вопросы, например, о самочувствии пойманных в «Крокус Сити Холле» террористов. Кроме того, ЕКПП под предлогом желания посетить Россию запросил некие гарантии, выходящие за рамки положений Конвенции.

Данная Конвенция разрешает членам Комитета посещать любые места содержания под стражей, включая СИЗО, тюрьмы, исправительные колонии. Представители Комитета вправе свободно перемещаться по режимным объектам и вступать в диалог с любым содержащимся в них лицом, причем на условиях конфиденциальности. По итогам визита ЕКПП готовит доклад, который предоставляет соответствующей стране. Первое посещение делегацией ЕКПП России датировано 2000 годом, а всего Комитет совершил 30 визитов.

Что означает денонсация Конвенции против пыток для России?

Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин убежден, что денонсация Конвенции никак не повлияет на обеспечение прав человека в России. Он напомнил, что в нашей стране имеются целые институты, которых нет в других государствах, включая Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченного в регионах по правам человека, Совет по правам человека. Аналогичного мнения придерживается и официальный представитель МИД России Мария Захарова, указывая, что никакого ущерба гражданам денонсация не нанесет.

В некоторых изданиях высказываются опасения, что денонсация Конвенции означает отказ России от выполнения взятых на себя обязательств в области предотвращения пыток. Директор Департамента многостороннего сотрудничества по правам человека, Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Григорий Лукьянцев считает, что это не так. Ведь многие акты более «высокого» уровня о противодействии пыткам продолжают действовать.

В качестве примера Уполномоченный привел, в частности Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, который Россия по-прежнему соблюдает.

Также нужно отметить, что денонсация не приведет к прекращению действия внутренних законов. Например, продолжает действовать ч. 4 ст. 286 УК РФ, закрепляющая уголовную ответственность за превышение должностных полномочий с применением пыток. В той же статье приводится и определение пытки.

Таким образом, официальная позиция высших должностных лиц государства однозначна: денонсация Европейской конвенции никак не ухудшит положение подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В России достаточно собственных механизмов, обеспечивающих защиту от пыток.