Негативные последствия сотрудничества бизнеса с самозанятыми

По данным ФНС, число самозанятых в России постоянно растет. Так, по состоянию на 1 января 2025 года статус плательщиков НПД имели более 12 млн россиян – на 3 млн больше, чем годом ранее. Одной из причин, делающих статус самозанятого привлекательным, является демократичная ставка по налогу, а также отсутствие необходимости уплаты взносов в Социальный Фонд РФ. Полученные от сотрудничества с бизнесом доходы облагаются налогом по ставке 6 %, а от сотрудничества с гражданами – по ставке 4 %.

Многие недобросовестные компании в целях экономии на налогах и взносах, а также снятия с себя обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, переводят своих работников в разряд самозанятых. Такая практика нарушает как налоговое, так и трудовое законодательство, поэтому государство активно противодействует нелегальной занятости.

Как ФНС вычисляет компании с самозанятыми сотрудниками?

Кандидатов на налоговую проверку помогает вычислять скоринговая система «Мобильное автоматизированное рабочее место» (МАРМ НПД). Она анализирует информацию из чеков, формируемых самозанятыми в приложении «Мой налог». В частности, имеют значение следующие параметры:

  • количество пробитых чеков и указанная в них сумма;
  • продолжительность и периодичность сотрудничества самозанятого с одним и тем же заказчиком;
  • количество других заказчиков у самозанятого и число работников организации;
  • средний уровень зарплаты в компании и т.д.

Всего программа учитывает более 20 критериев, что позволяет налоговому органу обнаружить потенциальных нарушителей закона. У попавших в поле зрения налоговиков компаний могут запросить дополнительные документы и пояснения, а затем существует вероятность назначения налоговой проверки.

Отметим лишь некоторые признаки, являющиеся для налоговых инспекторов «красными флагами»:

  • закрепление в договоре с самозанятым трудовой функции, а не разовой задачи;
  • отсутствие в договоре конкретного результата сотрудничества;
  • интеграция самозанятого в производственную деятельность компании;
  • закрепление ежемесячной оплаты труда в фиксированном размере;
  • использование самозанятым при осуществлении своих функций материально-технической базы компании.

Существуют и прочие признаки, перечисленные, в частности, в Письме ФНС России от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674.

Межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости

С 2024 года в субъектах РФ действуют так называемые комиссии по противодействию нелегальной занятости, в состав которых входят представители ФНС, трудовых инспекций, прочих ведомств, а также профсоюзов и объединений работодателей. Комиссии вправе запрашивать интересующие их сведения в различных органах и организациях, в том числе и в ФНС.

В частности, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.02.2024 № 40н, комиссию могут заинтересовать работодатели, отвечающие следующим критериям:

  • сотрудничество с 11 и более самозанятыми;
  • ежемесячные выплаты самозанятым превышают 20 тысяч рублей;
  • взаимодействие с самозанятыми длится 3 месяца и более.

Такие работодатели могут быть вызваны на заседание комиссии для дачи пояснений. Если компания проигнорирует такой вызов, либо члены комиссии посчитают ее доводы неубедительными, вся информация о возможных нарушениях будет передана в соответствующий орган для проведения полноценных проверок (п. 2 ч. 2 ст. 67 565-ФЗ).

Что грозит компании за заключение договоров с самозанятыми?

Само по себе сотрудничество с самозанятыми не запрещено, однако если компания заключает договоры с ними исключительно ради налоговой экономии, не преследуя иных целей, то это уже нарушение. Организации могут доначислить НДФЛ по ставке 13 %, а также обязательные взносы и пени. Также есть риск назначения штрафа, в частности, за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов. Его размер составляет 20 % от неудержанной суммы.

Так, например, компании «Крымдорстрой» был доначислен НДФЛ в размере почти 900 тысяч рублей, а также штраф в размере 44 тысяч рублей. Налоговый орган обратил внимание, что фирма сотрудничала с 37 самозанятыми, в договорах с которыми отсутствовал конечный результат услуги. Были и другие «подозрительные» признаки, в числе которых, например, почти одновременная регистрация граждан в качестве самозанятых. Суды поддержали позицию налогового органа и признали правомерным взыскание с налогоплательщика недоимки и штрафа.

Примечательно, что Верховный Суд, рассматривавший это дело, отказался засчитывать уплаченный НПД по ставке 6 % в недоимку по НДФЛ в автоматическом режиме без волеизъявления на то со стороны сотрудников компании. Связано это с тем, налоговый агент (работодатель) не может по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами работников (Дело № А83-21915/2023).

Помимо этого, компания может быть оштрафована за ненадлежащее оформление своих сотрудников по ч. 4 или 5 ст. 5.27 КоАП РФ. За первое нарушение организации грозит штраф до 100 тысяч, за повторное – до 200 тысяч рублей.

Как снизить риски при сотрудничестве с самозанятым?

Снизить риски доначисления налогов и взыскания штрафов можно, если следовать некоторым рекомендациям:

  1. Следите за используемыми в договоре с самозанятыми формулировками. Недопустимо применять понятия из сферы трудового права («работник», «работодатель», «заработная плата», «оплата труда» и т.д.).
  2. В договоре необходимо указывать конечный продукт сотрудничества с самозанятыми (например, количество изготовленных изделий, конкретный объем работ по сайту и т.д.). Также следует избегать условий, характерных для трудовых договоров, например, о режиме рабочего времени, соцгарантиях.
  3. Вознаграждение самозанятому лучше выплачивать по окончании выполненных работ/ оказанных услуг после подписания актов, причем желательно не в день перечисления зарплаты и аванса штатным сотрудникам.
  4. Ни в коем случае нельзя привлекать к сотрудничеству самозанятых, работавших в данной организации менее 2 лет назад. Также запрещено заставлять штатных сотрудников переходить на НПД (п. 8 ч. 2 ст. 6 422-ФЗ).