Закон о поиске экстремистских материалов в 2025 году

В июле 2025 года законопроект № 755710-8, изначально посвященный вопросам безопасности при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, а также усиления контроля за перевозкой грузов, был дополнен нормой о введении административной ответственности за поиск экстремистских материалов. Практически сразу закон одобрили на всех уровнях – без общественного обсуждения, консультаций со специалистами, сбора мнений депутатского корпуса.

Закон о запрете на поиск экстремистских материалов – один из самых обсуждаемых нормативных правовых актов этого лета. Нововведения вступят в силу 1 сентября 2025 года, однако уже сейчас возникает множество вопросов, связанных с их применением. 

Основные характеристики закона о поиске экстремистских материалов

В КоАП РФ появится ст. 13.53, закрепляющая ответственность за поиск заведомо экстремистских материалов в Интернете и доступ к ним, в том числе с использованием VPN, анонимайзеров и прочих технических средств для обхода блокировок и ограничений.

Новая статья запрещает поиски и доступ к материалам, включенным в реестр Министерства юстиции на основании судебных актов. Сейчас в реестре числятся 5,5 тысяч материалов, и этот список продолжает пополняться. Помимо этого, нельзя искать и открывать сайты, содержащие контент, подпадающий под понятие «экстремистские материалы» в соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Так, в частности, это труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, изображения, выступления лидеров групп, организаций или движений, признанных преступными по приговору Международного военного трибунала, прочие материалы, «продвигающие» экстремистские идеи.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Андрей Федорков видит в этом существенную проблему:

«По сути, человек должен каким-то образом самостоятельно определить при формировании поискового запроса или переходе по ссылке в полученных результатах поиска, что тот или иной материал является «призывающим» к «осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающим или оправдывающим необходимость осуществления такой деятельности», исходя из формулировок, используемых в законопроекте. Очевидно, что в большинстве случаев это будет невозможным».

При этом ответственность наступает только за умышленный поиск запрещенного контента, который предполагает, что лицо целенаправленно искало нужные ему материалы, а не наткнулось на них случайно. На умысел, скорее всего, будут указывать следующие обстоятельства:

  • ввод точного названия запрещенных материалов в поисковую строку;
  • неоднократный поиск одних и тех же материалов;
  • использование VPN и прочих технических решений для обхода блокировок;
  • подписка на группы, каналы, сообщества экстремистской направленности;
  • сохранение, пересылка, комментирование запрещенных материалов;
  • наличие «криминального прошлого», связанного с экстремистской деятельностью.

Поскольку реестр запрещенных материалов Минюста, а также ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», закрепляющий понятие «экстремистские материалы», находятся в открытом доступе, ничто не мешает любому человеку ознакомиться с ними и принять к сведению данную информацию. В этом случае заведомость, то есть осведомленности пользователя о том, что искомый контент является экстремистским, презюмируется.

При этом для применения данной статьи не имеет значения цель поиска. Соответственно, теоретически к ответственности можно привлечь историков, правоведов, журналистов, преподавателей и прочих лиц, чья профессиональная деятельность так или иначе предполагает изучение противоправного контента. Более того, даже сами представители правоохранительных органов могут стать невольными нарушителями запрета. Для получения доступа к экстремистским материалам указанным лицам придется обращаться в библиотеки.

Административная ответственность за данное нарушение наступает с 16 лет.

За поиск и доступ к экстремистским материалам предусмотрен сравнительно небольшой штраф – от 3 до 5 тысяч рублей. Причем рассматриваемая статья не предусматривает ужесточение ответственности за совершение повторного нарушения. Использование VPN или анонимайзеров не является обстоятельством, усиливающим вину нарушителя.

Следует отметить: если нарушение совершено впервые, штраф может быть заменен на предупреждение.

Как будут вычислять граждан, осуществляющих поиск экстремистских материалов?

«Помогать» вычислять нарушителей будут, скорее всего, операторы связи и администрация поисковиков. Вероятно, они будут передавать истории запросов пользователей правоохранительным органам. Также есть вариант подключения к данному вопросу Роскомнадзора, располагающего автоматизированными системами поиска деструктивного контента. Теоретически ведомство может проверять подписки на сообщества экстремистской направленности.

Следует отметить, что ст. 27.10 КоАП РФ допускает изъятие предметов, выступивших в роли орудия правонарушения, если они имеют доказательственное значение по делу. Соответственно, у лица, попавшего в поле зрения правоохранителей, могут быть изъяты телефоны, планшеты и прочие устройства, через которые возможно осуществление поиска запрещенных материалов.

Комментируя данный закон, первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин указал, что массового мониторинга не предвидится. Административные дела будут возбуждаться на основании заявлений граждан, материалов СМИ или рамках проверочных мероприятий со стороны соответствующих органов. Однако сенатор не уточнил, что скрывается за понятием «проверочные мероприятия».

Член АП г.Москвы Матвей Цзен обращает внимание на следующее:

«Многочисленные пояснения и разъяснения, которые сейчас дают авторы законопроекта, о том, как он будет применяться, – не имеют юридической силы, поскольку депутаты – в соответствии с принципом разделения властей – не наделены полномочиями по толкованию собственноручно принятых законов».

Таким образом, с 1 сентября 2025 года следует «фильтровать» свои поисковые запросы. Прежде, чем воспользоваться поисковиком, рекомендуется открыть реестр Минюста и выяснить, не является ли интересующий материал экстремистским. Также следует помнить, что закон не делает исключений для лиц, чья профессиональная деятельность связана с изучением противоправного контента.