11 июля 2025 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект, который СМИ окрестили «законом об адвокатской монополии». Подготовкой законопроекта занимался Минюст, причем без согласования с адвокатским сообществом. На официальном портале документ уже получил около 1000 положительных и 11000 отрицательных оценок. В Госдуму закон об адвокатской монополии на момент подготовки данного материала пока не внесен.
Итак, с чем же связан ажиотаж вокруг данного законопроекта?
Самые спорные моменты касаются судебного представительства. В соответствии с положениями документа, представлять интересы граждан в судах по гражданским, административным, арбитражным делам смогут только адвокаты. Есть и исключения. Так, выступать в роли представителей могут близкие родственники участника дела (родители, дети, братья и сестры), имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Не требуется наличие у представителя статуса адвоката, если речь идет о делах, рассматриваемых мировыми судьями.
Что касается компаний, то их интересы вправе представлять в судах либо работники, либо адвокаты. Причем по гражданским, арбитражным делам, делам о банкротстве не требуется наличие у работника высшего образования или ученой степени – достаточно одного факта трудоустройства в компании, являющейся участником дела. Однако если речь идет об административных делах, сотрудник обязан подтвердить свое знание юриспруденции.
Отсюда следует, что компании и ИП не смогут привлекать частнопрактикующих юристов для участия в судебных разбирательствах. Придется либо создавать собственный юридический отдел, либо обращаться к адвокатам (например, для участия в судебном разбирательстве в отдаленном регионе).
Внедрение адвокатской монополии: последствия для бизнеса
Последствия установления адвокатской монополии сложно спрогнозировать. Можно предположить, что компании, располагающие юридическими отделами, не заметят особых перемен. Однако для решения сложных и важных споров, от которых зависит судьба компании, придется привлекать сторонних адвокатов.
Стоимость такой услуги, как судебное представительство, может сильно вырасти. Это связано, во-первых, с тем, что частнопрактикующим юристам, желающим продолжить свою деятельность, придется озаботиться получением статуса адвоката. В свою очередь, наличие адвокатского статуса предполагает дополнительные издержки в виде вступительного взноса, ежемесячных отчислений, повышенной налоговой нагрузки. В некоторых регионах самой большой статьей расходов становятся взносы при приеме в ту или иную АП. Например, чтобы вступить в АП Алтайского края, потребуется заплатить 500 тысяч рублей. Логично, что возросшие расходы специалист захочет переложить на доверителя.
Во-вторых, далеко не все юристы захотят (или смогут) получить адвокатский статус до конца действия переходного периода, а именно до 1 января 2028 года. Так, законопроект предусматривает установление нового ограничения для кандидатов в виде факта судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в прошлом. При этом не имеет значения, по какой статье был вынесен приговор. Ввиду этого, есть вероятность возникновения дефицита судебных представителей и, как следствие, роста цен на юридические услуги.
Этой позиции придерживается д.ю.н., доцент, адвокат АП г.Москвы Андрей Рагулин:
«Уничтожение конкуренции на рынке судебного представительства, необходимость покрытия расходов для вступления частнопрактикующих юристов в адвокатуру неминуемо приведет к росту цен на услуги адвокатов…уменьшение выбора представителей и увеличение стоимости их услуг напрямую снижает доступность правосудия, гарантированного Конституцией».
Аналитики исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» прогнозируют увеличение стоимости юруслуг на 155 % к 2034 году. Причем стремительный рост тарифов может начаться уже в 2026 году.
Впрочем, по данному вопросу есть и противоположные мнения. Например, к.ю.н., член Совета ФПА РФ, член АП города Москвы, адвокат Виктор Буробин отмечает следующее:
«Этот вопрос очень оценочный. Вообще, стоимость услуги определяется, прежде всего, спросом и предложением. Нужно понимать, что с введением новых правил на юридическом рынке количество лиц, предоставляющих правовые услуги, останется прежним. Не предвидится и существенного изменения количества лиц, осуществляющих судебное представительство, потому что все, кто заинтересован в продолжении этой практики и не подпадает под исключения, вступят в адвокатуру. Поэтому предложение услуг сохранится и очень сомнительно, что они подорожают».
Со своим коллегой согласна Валентина Сизова, адвокат АП Московской области, член Московской областной коллегии адвокатов.
«После вступления в адвокатуру юристов, занимающихся судебным представительством, общее количество судебных представителей вряд ли существенно изменится, поэтому оснований для повышения стоимости появиться не должно».
Однако практически все специалисты сходятся во мнении, что закон выведет судебное представительство на качественно иной, более высокий уровень. Например, в этом уверен к.ю.н., член Совета ФПА РФ, член АП города Москвы, адвокат Виктор Буробин:
«Можно обоснованно предположить, что в таких условиях юридическая помощь, оказываемая ими (адвокатами – прим. автора статьи) нашим гражданам и организациям, будет удовлетворять установленным законодательством об адвокатуре критериям квалифицированности, таким как наличие единых требований к претендентам на допуск к оказанию юридической помощи, определенной процедуры допуска, применение стандартов и этических правил оказания юридической помощи, корпоративный контроль за юридической деятельностью, действие механизма дисциплинарной ответственности».
Немаловажным фактором для бизнеса при работе с адвокатами являются гарантии, которые присущи данному статусу. Одна из них – адвокатская тайна, запрещающая, в частности, вызов адвоката на допрос в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые ему стали известны в связи с оказанием юридической помощи. Соответственно, с большой долей вероятности сведения, доверенные компаниями адвокату, не станут достоянием общественности и не попадут в руки правоохранительных органов.
Когда примут закон об адвокатской монополии?
Скорее всего, законопроект поступит в Госдуму РФ уже этой осенью. ФПА РФ настаивает на корректировке документа. Так, например, ее не устраивает появление нового препятствия на пути к адвокатскому статусу в виде факта судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление. Однако ФПА РФ полностью удовлетворяют положения о передаче судебного представительства в руки адвокатуры.