Обязанности адвокатов в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов закреплены достаточно давно. В соответствии со ст. 7.1 115-ФЗ, адвокаты должны идентифицировать своих доверителей и отслеживать их определенные операции, а при выявлении подозрительных действий – немедленно сообщить об этом в Росфинмониторинг. В последнее время процесс взаимодействия адвокатов и ведомства пытаются упорядочить.
Порядок информирования адвокатами Росфинмониторинга
Правила информирования адвокатами Финразведки о подозрительных операциях клиентов закреплены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2025 года № 131. В течение 3 рабочих дней с момента выявления операции адвокаты обязаны направить соответствующую информацию через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (однако есть и другие варианты). О данном факте запрещено сообщать доверителю или иным лицам.
В п. 12 указанного Постановления закреплено право Росфинмониторинга запрашивать у адвокатов интересующую ведомство информацию об операциях и сделках клиентов, а также о бенефициарах. При этом адвокаты должны ответить на запрос в течение 5 рабочих дней, даже если нужной информацией они не обладают. Однако в экстренных ситуациях указанный срок может быть сокращен до 12 часов. Адвокат обязан скрыть от доверителя факт получения запроса и направления ответа на него.
В целях уточнения полномочия Росфинмониторинга по направлению адвокатам соответствующих запросов был разработан проект Приказа, содержащего перечень должностных лиц, наделенных соответствующим правом, а также форма запроса.
Список должностных лиц Росфинмониторинга, которые вправе направлять адвокатам запросы о предоставлении информации, достаточно обширный:
-
директор Росфинмониторинга;
-
первый замдиректора;
-
статс-секретарь – замдиректора;
-
замдиректора;
-
начальник Управления по противодействию отмыванию доходов;
-
начальник, замначальника Управления по противодействию финансированию терроризма;
-
начальник, замначальника Управления валютного мониторинга;
-
начальник Управления по работе с бюджетной сферой;
-
начальник Управления расследований на финансовых рынках;
-
начальник Управления организации надзорной деятельности;
-
руководитель территориального органа Росфинмониторинга;
-
замруководителя территориального органа Росфинмониторинга.
Что касается формы запроса, то в ней ведомство указывает данные доверителя (или доверителей), состав интересующей информации и период, за который она запрашивается, обстоятельства, требующие пояснения, способ и сроки предоставления данных. При этом в строке «обстоятельства, требующие пояснения» прописываются сведения о физических/ юридических лицах или нормы закона, на которые следует обратить внимание при подготовке ответа.
«Доносы» на клиентов – не нарушение адвокатской тайны
Как указано в п. 5 ст. 7.1 115-ФЗ, «доносы» на клиентов и направление ответов на запросы Росфинмониторинга не являются нарушением адвокатской тайны, поскольку подобная информация не относится к адвокатской тайне. Некоторое время назад Финразведка намеревалась пойти дальше в этом вопросе и внести изменения в Закон об адвокатуре: в частности, предлагалось закрепить обязанность адвокатов по соблюдению «антиотмывочного» закона. Такие нововведения могли привести к тому, что за отказ от сотрудничества с Росфинмониторингом адвокатам грозило лишение их статуса, а не просто административный штраф.
Однако благодаря активному противодействию со стороны адвокатуры ключевые законы, регулирующие адвокатскую деятельность, не подверглись изменениям. Федеральная палата адвокатов РФ заметила, что инициатива является попыткой возложения на адвокатуру несвойственной ей государственной функции контроля за исполнением адвокатами, адвокатскими образованиями и органами адвокатского самоуправления требований «антиотмывочного» законодательства.
Тем не менее, несмотря на это, адвокаты продолжают оставаться субъектами ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и, соответственно, с них не снимается обязанность сотрудничать с государственным органом в части раскрытия сведений, связанных с осуществлением сделок и операций по обеспечению деятельности юрлиц и иных организаций. Проект Приказа Росфинмониторинга в этом плане не предусматривает появление у адвокатов новых обязанностей, но упорядочивает взаимодействие сторон.